Надо ли наказывать ребенка и как делать это правильно? - Ваш семейный психолог
Дата публикации:

Надо ли наказывать ребенка и как делать это правильно? - Ваш семейный психолог

0dc09226

Надо ли наказывать ребенка и как делать это правильно?

 

Здравствуйте, Румия! Мы с мужем часто спорим о том, как правильно, а как неправильно воспитывать ребенка (у нас 7-летний сын): он сторонник строгих мер (чтобы запомнил, и в следующий раз неповадно было), а я его жалею, мне кажется достаточно слов, разъяснений. Кто из нас прав? И как правильно наказывать ребенка? (Алла)

 

Воспитание детей ставит перед нами бесчисленные проблемы. Многие из них связаны с методами воспитания. Часто ли надо хвалить ребенка? Когда следует запрещать что-то? Как правильно наказывать?

Нередко родители интуитивно находят правильные и действенные методы воспитания. Но так бывает, к сожалению, не всегда. Дело в том, что личного опыта здесь не достаточно, необходимо знать закономерности процесса воспитания.

Рассмотрим механизм действия наказания, своеобразную его модель:

1. Ребенок совершает отрицательный поступок

2. За ним следует наказание

3. Наказание вызывает у ребенка отрицательные эмоции

4. Ребенок стремится больше не повторять данный поступок.

Видимо, придерживаясь именно данной модели, Ваш супруг, Алла, считает, что «хорошее» наказание – лучший способ воспитания.

Однако, я не зря назвала это «моделью», «схемой», ведь мы имеем дело не с предметом, а с маленькой личностью. Поэтому необходимо учитывать целый ряд моментов, чтобы эта схема работала:

1. Прежде всего, задайте себе вопрос: «ДЛЯ ЧЕГО я наказываю?» (вместо привычного – «ЗА ЧТО?»), т.е. чего Вы хотите добиться, наказывая ребенка? Чтобы он боялся рассказывать Вам о своих поступках – а вдруг накажут? Чтобы он боялся Вас и при Вас вел себя «прилично» (но как он будет вести себя, когда «наказывающего» родителя нет рядом?)? Чтобы ему было просто плохо? Или чтобы он усвоил, что каждый поступок имеет свои последствия? Именно последствия, а не возмездие. Например, если ребенок забыл купить хлеб, значит вся семья ужинает без хлеба и ребенок не получает любимый бутерброд с вареньем к чаю (просто его нет, а не потому что кто-то ему «мстит»!). Именно, так называемые, «естественные наказания», т.е. прямые последствия поступков ребенка, являются самыми эффективными.

2. Наказание не должно вредить здоровью, ни физическому, ни психическому. Нельзя в качестве наказания лишать ребенка его потребностей: в еде, отдыхе, свежем воздухе, в движении. Речь идет только о лишении (или откладывании) удовольствия.

3. Наказание должно относиться к поступку, а не к личности ребенка. Лучше сопровождать наказание словами: «Я очень огорчена (расстроена) твоим поведением», чем: «Ты ужасный ребенок – вот тебе наказание!»

4. Наказывая ребенка за проступки, не забывайте его хвалить: сегодня набезобразничал, но сегодня и помог. Не мешайте ребенку быть разным, не внушайте ему идею, что он все делает не так, что он «неправильный». Если он в это поверит, то, к сожалению, никакие наказания уже не помогут.

5. Не вспоминайте о совершенном проступке постоянно. Должно действовать правило: «Наказан – прощен». Иначе у ребенка будет ощущение, что за свой проступок, ошибку, он расплачивается слишком долго.

6. Наказание не должно унижать ребенка. Не давайте ему повода сомневаться в Вашей любви к нему. Лучше фиксировать внимание не на то, что сделано неправильно, а как можно сделать правильно. В этом случае отрицательные эмоции будут связываться с самим поступком, а не с человеком который наказывает. Наказание не будет эффективным, а только испортит ваши взаимоотношения, если ребенок воспринимает наказание как несправедливое, если оно было реализовано «сгоряча», не разобравшись, не выслушав ребенка, его позиции, если наказание сильнее, чем сам проступок, если оно унижает личность ребенка.

7. Прежде чем принять решение о наказании, разберитесь в мотивах поступках ребенка. Ваш сын подрался – почему? Хотел отобрать что-то у более слабого, или, наоборот, защищал его? Если Вы его накажите во втором случае, то он может вынести не тот урок, который Вы ему хотели преподать – «Драться – это плохо», а совсем иной: «Не лезь, не защищай обиженного, пройди мимо!». Не думаю, что Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос равнодушным и жил по принципу: «Моя хата с краю».

8. И последнее, самое важное, на мой взгляд, правило – если у Вас есть сомнения, наказывать ребенка или нет, то не наказывайте его.

И еще. Наказание – не единственный метод воспитания. Помните, в нашей схеме наказание приводит к тому, что ребенок ПЕРЕСТАЕТ совершать те или иные поступки. А ведь необходимо, чтобы он не только чего-то НЕ ДЕЛАЛ, но и что-то ДЕЛАЛ! А этого можно добиться только с помощью похвалы, любви, поощрений. Поэтому чаще хвалите своего ребенка!